Формы и направления профориентационной работы

  Одной из задач профориентационной работы и адаптации является установление взаимодействия между общеобразовательными школами, учреждениями профессиональной подготовки и предприятиями, которые, в свою очередь, должны иметь возможность оперативно выявлять ресурсы рабочей силы необходимой квалификации и удовлетворять потребности в кадрах.
Формально функции по профориентации выполняет специалист по подготовке кадров, который работает с выпускниками подшефных школ. Вопросами адаптации занимаются отдельные работники из разных подразделений: инспектор отдела кадров, линейные руководители или коллеги по работе. Их главной целью является сделать процесс адаптации, приспособления молодых работников к предприятию как можно более коротким и безболезненным.
Для достижения этих целей в организациях целесообразно иметь в действующих подразделениях по управлению персоналом специалистов или самостоятельное подразделение по управлению профориентацией и адаптацией кадров, штат такого подразделения должен состоять как минимум из двух человек: профконсультанта и менеджера по персоналу.
Подразделение по управлению профориентацией и адаптацией должно выполнять следующие функции:
— изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка труда, проведение мероприятий по адаптации к нему, осуществление соответствующей переструктуризации кадрового потенциала;
— наем и отбор персонала с использованием профессиограмм и описаний работ, тестирования и интервьюирования работников с целью их лучшей профориентации;
— расстановку кадров по подразделениям, участкам, рабочим местам, закрепление ротаций и внутрипроизводственных перемещений кадров, формирование стабильного трудового коллектива;
— отбор лидеров из числа молодых работников, обладающих талантом организатора;
— организация взаимодействия с региональной системой управления профориентацией и
адаптацией на взаимовыгодных условиях.
Важнейшие направления деятельности подразделения по управлению профориентацией:
— профессиональная консультация;
— профессиональная информация;
— психологическая поддержка;
— профессиональный отбор.
Основные направления подразделения по управлению адаптацией:
— санитарно-гигиеническая адаптация;
— профессиональная;
— психофизиологическая;
— социально-психологическая;
— организационно-административная;
— экономическая.
В обязанности профконсультанта входят:
— профессиональная консультация для работников предприятия;
— сбор, накопление информации, изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка;
— участие в найме и отборе персонала;
— организация (совместно с администрацией школ) работы по профориентации школьников;
— организация оборудования кабинета профориентации на предприятии;
— организация разработки профессиограмм;.
— проведение в школах лекции, семинаров с приглашением рабочих, руководителей, специалистов управления предприятия;
— проведение в организации дня «открытых дверей».
В обязанности менеджера по персоналу входят:
— ознакомление с организацией; характеристика; условия найма; оплата труда;
— представление руководителю, непосредственному начальнику, инструктору по обучению;
— организация экскурсии по рабочим местам;
— разъяснение условий работы, ознакомление с функциями (совместно с руководителем);
— организация обучения (совместно с отделом обучения);
— введение в коллектив, представление сотрудников (совместно с руководителем).