Отбор, мотивация, квалификация государственных служащих

    Как социальный институт отбор персонала на государственную и муниципальную службу представляет собой систему мероприятий и субъектов отбора, обеспечивающих формирование такого состава государственных служащих, количественные и качественные характеристики которого отвечали бы целям и задачам государственной службы.
С точки зрения содержания отбор персонала как кадровая технология — это идентификация, сопоставление, соотнесение наиболее общих требований, выдвигаемых организацией, сферой деятельности, с характеристиками персонала, конкретного человека, для осуществления отбора важно соблюсти необходимые условия:
1) определить наиболее общие характерные черты государственной и муниципальной службы как социального института и на их основе сформулировать существенные социальные требования к человеку;
2) раскрыть содержание, характер и условия профессиональной деятельности служащего, задаваемые службой как публичным, социальным, правовым и организационным институтом по обеспечению выполнения функций государства;
3) сформулировать и конституировать с учетом специализации должности и социальных требований к службе необходимые профессионально-квалификационные требования (профессиограмму должности) к претендентам на замещение должности государственной и муниципальной службы;
4) изучить, используя разнообразные методы, качества и способности претендентов на должности и произвести их идентификацию (сопоставление, сравнение) с требованиями соответствующей должности;
5) установить полномочия субъектов управления процессом отбора, порядок его проведения и оформления его результатов.
Базовые принципы отбора граждан на государственную и муниципальную службу:
1) принцип гарантии государством равенства прав
и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, а также других обстоятельств;
2) принцип запрещения любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
3) принцип равных прав и свобод и равных возможностей их реализации для мужчины и женщины;
4) принцип права граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;
5) принцип равного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии;
6) принцип равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе.
Постоянное мотивирование деятельности государственных служащих основывается на исследовании мотивов и потребностей современного кадрового корпуса. В последние годы выделяют следующие факторы мотивации персонала в системе государственной службы:
1) государственная служба как место работы является гарантией постоянной занятости;
2) потребности в более полной реализации своих профессиональных качеств и желание приносить больше пользы обществу и государству;
3) престижность как мотив поступления на государственную службу;
4) материальные стимулы;
5) усиление внешнего контроля со стороны СМИ, граждан, общественных организаций.
В качестве мер повышения эффективности труда государственных служащих выделяют совершенствование нормативной правовой базы (четкость и разграниченность полномочий), увеличение зарплаты, усиление социальной и правовой защищенности. Кроме того, достойное и дифференцированное материальное обеспечение способно быть стимулом повышения квалификации и профессионального роста.