Основные функции управления

  Основные функции управления: организация производства, планирование (прогнозирование, моделирование, программирование), координация, мотивация, контроль персонала и, наконец, маркетинг, выделенный недавно в самостоятельную функцию управления.
Организация — обеспечивающая функция управления, направленная на создание необходимых условий для достижения целей. Основные задачи организации: формирование структуры организации и обеспечение ее деятельности финансами, оборудованием, сырьем, материалами и трудовыми ресурсами. При изменении условий внешней среды зачастую приходится перестраивать организационную структуру, чтобы улучшить ее соответствие потребностям гибкого производства, упростить ее или, наоборот, ввести новые структурные элементы. Основной показатель высокой организации управления — ее быстрая реакция на изменения внешней среды, особенная чувствительность к достижениям научно-технического прогресса, к рыночной конъюнктуре.
Планирование определяет цели (предприятия, коллектива, личности), наиболее эффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, и систему показателей, влияющих на ход работ по достижению поставленных задач.
Наиболее ответственной задачей планирования является прогнозирование (или стратегическое планирование). Прогнозирование должно обеспечить решение поставленной стратегической задачи — добиться определенной цели с помощью научного предвидения на основе анализа.
Традиционно планирование состояло из нескольких стадий: скрупулезная и объективная оценка состояния дел в организации и определение ее возможностей; определение цели и способов ее достижения и, наконец, выбор методов оперативного контроля.
В производственных планах рассматриваются проблемы обеспечения производства необходимыми ресурсами (сырье, комплектующие изделия и их поставка, энергоносители), технология изготовления товара, экологичность производства.
Мотивация — комплекс мероприятий по стимулированию деятельности человека или коллектива, направленный на достижение индивидуальных или общих целей организации.
Для эффективного стимулирования деятельности необходимо знать желания человека, его надежды, опасения, сложность мотивационных тенденций личности. При этом важно понимать, что человеком движет не одна изолированная потребность, а их сочетание и приоритеты потребностей могут меняться.
В условиях производства контроль выполнения плана работ, сроков выполнения и особенно качества продукции должен осуществляться на ранних стадиях технологического процесса.
Контроль на ранних стадиях производственного процесса дает существенный экономический эффект, т.к. в намеченный для производства продукт еще не вложены большие трудовые затраты и его суммарная стоимость еще находится на наименьшем уровне.
Существуют следующие требования к контролю: он должен быть оперативным, гласным и объективным. Если говорить о психологических аспектах контроля, то он не должен выполнять только карательные функции, а должен быть формой проявления внимания к труду работника, фактором мотивации его трудовой деятельности. И, наконец, контроль должен быть экономически целесообразным.
Деятельность организации невозможна без скрупулезного учета. Учет должен выполняться по всем подразделениям предприятия и отражать динамику учетных показателей, что позволит применить инструмент анализа тенденций развития производства.
Традиционно учет ведется в количественных или стоимостных показателях, т.к. задачи этого класса легко поддаются формализации, алгоритмизации и программированию. Труд работников значительно облегчила компьютерная обработка информации