Методы, формы и виды обучения

Существуют следующие методы обучения:
— лекция — представляет собой выступление преподавателя при очень ограниченном обсуждении;
— групповое обсуждение- описание реалистичной ситуации и распределение между слушателями конкретных ролей;
— лабораторное обучение — инсценируются ситуации и исследуются реакции слушателей, они обмениваются мыслями и ощущениями в произвольной манере;

— ситуационный анализ — письменное описание реальной ситуации или вопроса, с которыми менеджеру пришлось столкнуться в конкретной организации. Слушатели предлагают выход из ситуации;
— управленческие игры — слушателям предоставляется информация об организации. Их разбивают на группы, и каждая группа должна принять оперативное решение и оценить его;
— моделирование — аналогично управленческим играм, но для ввода информации и анализа решений используется компьютер. Затем результаты действий слушателей оцениваются и обсуждаются;
— решение проблем — упрощенный вариант ситуационного анализа. Слушателям предоставляются основные элементы задачи, и они выясняют у преподавателей информацию, необходимую для принятия решений;
— подготовка стажеров — слушатели работают под руководством опытного преподавателя, имеющего лицензию, и получают более низкую зарплату;
— проекты — слушатели анализируют данные и сообща делают выводы.
В зависимости от целей и задач обучения существуют следующие основные формы обучения:
• обучение при приеме на работу руководителей и специалистов, впервые принятых на работу, проводится для изучения специфики деятельности предприятия, организации производства, экономики, технологии и т.д.;
• ежегодное обучение руководителей и специалистов для ознакомления их с новой техникой и прогрессивными технологиями, эффективными приемами управления и анализа производства, инновациями на производстве и в сфере управления человеческими ресурсами;
• повышение квалификации проводится для обновления теоретических и практических знаний, умений и навыков руководителей и специалистов в соответствии с постоянно возрастающими требованиями государственных образовательных стандартов;
• стажировка — форма обучения, в процессе которого закрепляются на практике профессиональные знания, умения и навыки, полученные в результате теоретической подготовки. Осуществляется также для изучения передового опыта;
• профессиональная переподготовка направлена на получение дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности;
• переподготовка руководителей и специалистов проводится для получения ими второго образования по новой специальности или квалификации на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования.
Виды обучения персонала;
— обучение по основным инженерно-техническим специальностям — подготовка специалистов на базе профильных учебных заведений, учебных центров по полной программе подготовки специалиста.
— повышение квалификации работников — обучение, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства.по имеющимся профессиям;
— подготовка вновь принятых работников;
— переподготовка (переобучение) работников для получения работниками требуемой специальности, освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся профессиям.