Методы оценки персонала

    При оценке персонала необходимо определить методы, позволяющие: выявить наличие тех или иных элементов, составляющих содержание оценки (здесь требуют своего решения проблемы информационного характера: программа, методы сбора и обработки информации; измерить величину (или степень наличия) той или иной составляющей с помощью конкретных показателей (можно ли количественно выразить, например, наличие того или иного качества у работника, с помощью каких показателей, как измерить степень наличия данного качества и т.п.). Выделяют следующие основные методы оценивания персонала:
• источниковедческий (биографический). Данный метод заключается в анализе кадровых данных. Необходимые документы: листок по учету кадров личные заявления, автобиография, документы об образовании, характеристика. Результат — логические заключения о семье, образовании, карьере, чертах характера;
• интервьюирование (собеседование). Беседа с работником в режиме «вопрос—ответ» по заранее составленной или произвольной схеме получения ответов. В результате оценщик получает вопросник с ответами, на основании которых проводится оценка;
• анкетирование (самооценка). Опрос человека с помощью специальной анкеты для самооценки качеств личности;
• социологический опрос. Анкетный опрос работников разных категории, хорошо знающих оцениваемого человека (руководители, коллеги, подчиненные). Результат — анкета социологической оценки, диаграмма качеств;
• наблюдение за оцениваемым работником в неформальной обстановке (на отдыхе, в быту) и в рабочей обстановке;
• тестирование. Определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психологии личности с помощью специальных тестов. Положительные стороны тестовой оценки в том, что она позволяет получить количественную характеристику по большинству критериев, а недостатки — в трудоемкости разработки тестов;
• экспертные оценки. Формирование группы экспертов, определение совокупности качеств и получение экспертных оценок;
• критический инцидент. Создание критической ситуации и наблюдение за поведением человека в процессе ее разрешения (конфликт, принятие сложного решения и др.). По отчету об инциденте судят о поведении человека;
• деловая игра. Проведение организационно-деятельностной игры, анализ знаний и умений, ранжирование игроков по их ролям («генератор идей», «организатор», «критик», «эксперт»), в итоге игроки получают оценки;
• анализ конкретных ситуаций. Передача работнику конкретной производственной ситуации с заданием приведения анализа и подготовки;
• ранжирование. Сравнение оцениваемых работников между собой другими методами и расположение по выбранному критерию в порядке убывания или возрастания;
• программированный контроль. Оценка профессиональных знаний и умений, уровня интеллекта, опыта и работоспособности с помощью контрольных вопросов. По результатам оцениваются знания и умения;
• экзамен. Контроль профессиональных знаний и умений, предусматривающий предварительную подготовку оцениваемого по определенной дисциплине;
• самоотчет (выступление). Письменный отчет или устное выступление руководителя или специалиста перед трудовым коллективом с анализом выполнения плана работы;
• комплексная оценка труда. Определение совокупности оценочных показателей качества, сложности и результативности труда и сравнение их с предыдущим периодом;
• аттестация персонала. Комплексный метод оценки персонала, использующий другие методы (интервью, анкетирование, наблюдение, тестирование, экспертные оценки и др.).