Руководство персоналом: власть и партнерство

Власть — возможность органов управления или отдельного руководителя в силу своего положения в системе формальных отношений в иерархической структуре организации влиять на поведение подчиненных. Власть в организации связана с такими факторами, как сила, влияние, авторитет, манипулирование. Власть необходима как средство осуществления миссии организации, ее политики достижения поставленных целей. Определенной властью обладают и подчиненные над руководителем (предоставление информации, неформальные контакты при выполнении поручений и т.п.).
Полномочия определяют, что именно должностное лицо имеет право делать.
Основные формы власти согласно классификации Френча и Рейвена:
• власть, основанная на принуждении;
• власть, основанная на вознаграждении;
• законная власть (в силу должностного положения);
• экспертная власть (в силу знаний, авторитета);
• эталонная власть (основана на личностных качествах менеджера).
В условиях рыночных отношений в экономике отмечаются две тенденции: укрепление и расширение власти в организации путем передачи полномочий подчиненным (делегирование полномочий} и смещение центра тяжести от власти формальной к власти, основанной на компетентности, знаниях.
Влияние — это такое поведение одного человека, которое вносит изменение в поведение другого.
Выделяются две группы управленческого влияния: рассудочное и эмоциональное.
К числу рассудочных форм влияния относятся: приказы, убеждения, угрозы, просьбы, «подкуп» предоставлением каких-либо преимуществ.
Группу эмоциональных средств влияния составляют «заражение» и подражание. «Заражение» основано на неосознанной передаче эмоционального состояния одного человека другому. Подражание — это усвоение манеры поведения, поступков и даже способа мышления других лиц. Подражание может быть осознанным (заимствование лучшего) и эмоциональным (под влиянием впечатлений, при слабой воле подчиненного и т.д.).
База власти включает:
• условия осуществления роли и полномочий;
• место в иерархии;
• контроль за ресурсами;
• собственность или доверенную собственность;
• обаятельное руководство — «от бога»;
• «наивысшее» образование;
• традиции;
• предоставление власти вышестоящими;
• факторы, связанные с подчиненными, — ожидания, желания и потребности;
• оценки, условия контрактов;
• обусловленность генетическими наклонностями — принятие авторитарной или демократической дисциплины;
• образование.
На деле без признания руководителя подчиненными власти может и не быть.
1. Силы, действующие на менеджера:
• собственные ценности менеджера, обусловленные самим обществом. В менее авторитарном обществе полная власть наверняка не будет достижима или желаема;
• власть ограничивается затратами и предоставляемыми льготами;
• принятие власти включает и ответственность. Не все менеджеры желают нести какие-либо обязательства.
2. Силы, действующие на подчиненных:
• некоторые могут расходиться с обществом по идеологическим соображениям;
• подчиненные уступают власти менеджера из-за своих интересов, которые зависят от мотивации;
• люди принимают власть других только до какого-либо предела;
• власть может приниматься просто потому, что некоторые аспекты ситуации представляются несущественными или точно не оценены;
• власть может приниматься из-за того, что подчиненные недостаточно сильны, чтобы изменить положение