Правила сильного руководителя

Руководитель не должен быть «погонщиком», погонщик полагается на свою власть, а руководитель — на содействие и помощь тех, кого он ведет, погонщик заставляет жить своих подчиненных в мире слухов, догадок, интриг, а руководитель держит всех в курсе дела, привлекает к решению различных проблем.
Руководитель должен верить в свое дело, быть смелым, целеустремленным, решительным и уметь показать эти качества подчиненным. Должен уметь ценить время своих подчиненных. Руководитель должен быть строгим и требовательным, но строгость и требовательность никогда не должны переходить в придирчивость и жесткость. Одно из главных качеств руководителя — уметь критиковать и воспринимать критику.
Руководитель должен быть приветливым и тактичным, обладать чувством юмора, что способствует производительности труда.
Руководитель должен знать своих подчиненных; особенно это важно в больших коллективах, где всегда есть опасность, что человек может «потеряться», быть незамеченным, невостребованным.
Хороший руководитель должен соблюдать культуру управления.
Культура управления — это комплексная обобщающая характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности. Основными элементами культуры управленческого труда являются:
• культура содержания рабочего места;
• культура приема посетителей;
• личная культура управленческого персонала (моральные качества, чувство ответственности за порученное дело);
• культура работы с письмами и клиентами (ответ должен быть ясен, убедителен);
• культура составления управленческих документов (считается, что умелое расположение заголовка повышает восприятие информации, содержащейся в документе).
Корпоративная культура — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его реакции в критических ситуациях.
Признаки слабого руководителя:
• слабый руководитель всегда сталкивается с непредвиденными обстоятельствами, которые не способен был предугадать, почувствовать их приближение и подготовиться к ним;
• он убежден, что все знает лучше других, старается все и везде сделать сам, участвует буквально во всех делах {сам звонит, подписывает и т.д.);
• письменный стол такого руководителя всегда завален какими-либо вещами, нужными и ненужными;
• слабый руководитель любит работать допоздна, по 10-14 ч в сутки;
• такой руководитель везде и всюду ходит с большим кейсом, который носит с работы домой, а из дома на работу;
• решения старается отложить «на завтра», т.е. надеется, что вопрос решится сам или его решит кто-то другой;
• никогда ничего не решает и не доводит до конца; вопросы накапливаются и давят на психику;
• все видит в черно-белом цвете, для него не существует оттенков, нюансов;
• любит из мухи раздувать слона;
• старается принять лучшее решение вместо реального, т.е. выполнимого;
• такой руководитель фамильярен с подчиненными, пытается играть роль «хорошего парня»;
• готов к любому компромиссу, бывает склонен свалить вину на другого или на обстоятельства;
• у него всегда открыта дверь, т.е. в любой момент к нему может войти любой человек;
• при получении премии, наград, льгот он ставит свою фамилию первой.