Правила мотивации, виды мотивов к труду

Выделяют следующие правила мотивации, соблюдение которых позволяет повысить эффективность мотивационных мероприятий:
1) похвала эффективнее порицания и неконструктивной критики;
2) поощрение должно быть осязаемым и желательно незамедлительным. Минимизация разрыва между результатом труда и его поощрением;
3) непредсказуемые и нерегулярные поощрения мотивируют больше, чем предсказуемые и ожидаемые;
4) постоянное внимание к работнику и его семье;
5) людям нравятся победы. Чаще давайте людям чувствовать себя победителями;
6) поощряйте не только за достижение основной цели, но и промежуточных;
7) дайте работнику чувство свободы действия;
8) не ущемляйте самолюбие других, предоставляйте им возможность «сохранить лицо»;
9) большие и редко кому достающиеся награды обычно вызывают зависть, небольшие и частые — удовлетворяют большинство;
10) внутренняя конкуренция — двигатель прогресса;
11) комплексная мотивация персонала.
Мотивы к труду условно делятся на духовные и биологические. К духовным мотивам относятся:
1) стадность (потребность быть в коллективе). Данный мотив особенно характерен для восточного (японского) стиля управления персоналом: групповая мораль, отсутствие индивидуального соревнования, корпоративная культура и т.д.;
2) мотив самоутверждения, т.е. стремление быть признанным. Этот мотив характерен для работников молодого и зрелого возраста;
3) мотив достижения успеха;
4) мотив самостоятельности. Присущ работникам, которые готовы жертвовать стабильностью, а иногда и высокими заработками взамен возможности быть хозяином. Такие работники предпочитают риск, новые виды деятельности;
5) мотив самореализации;
6) мотив надежности (стабильности). В противоположность мотиву самостоятельности работники в данном случае предпочитают стабильность;
7) мотив приобретения нового (знаний, вещей и т.д.). На этом мотиве основаны многие элементы маркетинга и менеджмента и построена система создания материально-вещественного мира в экономически развитых странах;
8) альтруизм (т.е. бескорыстная помощь);
9) мотив состязательности. Определенная степень выражения состязательности генетически присуща каждому человеку. Наиболее часто применяется в США и Канаде и формулируется так; «Мы работаем в спортзале». При малых затратах он даст ощутимый экономический эффект. Мотив состязательности — основа организации соревнования на предприятии. При этом важно учитывать следующие принципы:
а) дифференциация соревнующихся по группам, близким по условиям, характеру производства и т.д.;
б) одинаковая система показателей;
в) определение занятых мест всех соревнующихся;
г) строго дифференцированное поощрение победителей;
д) при занятии призовых мест заработная плата должна увеличиваться не менее чем на треть.
При соблюдении этих принципов система «норма труда — оплата труда» заменяется системой «норма труда — соревнование — оплата труда», что существенно мотивирует работников;
10) мотив справедливости. Сколько лет существует человечество, столько лет идет полемика о том, что справедливо, а что несправедливо в этом обществе. В каждом обществе устанавливается свое понимание справедливости. Несоблюдение справедливости ведет к демотивации работников;
1) мотив перспективы (ближняя — средняя—дальняя).
Биологические мотивы:
1) питание (голод, жажда);
2) сексуальные мотивы;
3) материнские мотивы;
4) мотив отдыха;
5) мотивы комфорта;
6) мотив отсутствия боли (боязнь боли).