Концепция государственной службы и государственных служащих

Государственная служба в широком смысле сводится к выполнению служащими своих обязанностей в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; в узком смысле — это выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах.
Совокупность правовых норм, регламентирующих правовой статус государственных служащих, виды поощрений и ответственности служащих, основания прекращения и другие вопросы государственной службы образуют правовой институт государственной службы. В него входят нормы конституционного, трудового, гражданского, финансового и других отраслей права.
Специфическая концепция государственной службы положена в основу Закона РФ от 5 июля 1995 г. «Об основах государственной службы РФ». В трактовке этого Закона под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
При этом к государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности лишь определенных категорий, обозначенных в самом законе. С этой позиции должности в государственных органах подразделяются на государственные и негосударственные.
Государственные должности делятся на три категории: «А», «Б», «В».
К категории «А» относятся государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент, Председатель Правительства Российской Федерации и др.).
К категории «Б» относятся государственные должности, учреждаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для непосредственного обеспечения исполнения полномочии лицами, замещающими государственные должности категории «А».
К категории «В» относятся должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.
Должности категорий «Б» и «В» образуют государственные должности государственной службы, с понятием которой и связывается служебная деятельность лиц, замещающих такие должности. Государственные должности категории «А» не признаются государственными должностями государственной службы.
Перечень государственных должностей и государственных должностей государственной службы дается в Реестре государственных должностей Российской Федерации.
К негосударственным относятся должности, включаемые в штатные расписания государственных органов в целях технического обеспечения их деятельности.
Главным в изложенной концепции является признание государственными служащими как органов, так и других государственных организаций, не являющихся таковыми. Служащие же государственных органов относятся к их особой категории, участвующей в той или иной степени в осуществлении задач и функций государства.
Признаки государственного служащего сводятся к тому, что он:
1) гражданин Российской Федерации;
2) замещает государственную должность в государственном органе;
3) замещает в таком органе должность государственной службы;
4) выполняет обязанности, определяемые данной должностью;
5) получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.
Лица, занимающие должности в государственных органах, а также на государственных предприятиях и в организациях, но не характеризующиеся данными признаками, по Закону об основах государственной службы государственными служащими не являются.