Проблемы мотивации сотрудников при внедрении сбалансированной системы показателей

Использование системы поощрений и вознаграждений является главным оружием в борьбе за заинтересованность работника в исполнении стратегического плана. При неразумном и недостаточном использовании данного инструмента страдает весь процесс претворения в жизнь стратегии компании.

Решения о повышении заработной платы, выплате поощрений, продвижении по службе, назначении на ключевые посты, способах морального поощрения (похвала и общее признание) являются ключевыми инструментами политики менеджера, вызывающими заинтересованность у сотрудников. По какому признаку менеджер систематизирует вознаграждения, какого поведения и каких результатов руководство ждет от своих людей и кто, по мнению менеджеров, хорошо выполняет свою работу, — все это требует тщательного анализа и осмысления. При решении подобных вопросов невозможно обойтись без детального изучения действий каждого работника. Здесь система поощрений и вознаграждений превращается в механизм, посредством которого исполнение стратегии получает эмоциональную окраску, выраженную в форме личной заинтересованности работника. Поощрения стимулируют его делать самому все необходимое для достижения выраженных в стратегическом плане задач.
Однако в процессе разработки и внедрения системы мотивации персонала на основе сбалансированной системы показателей существует определенный риск демотивации сотрудников. К такому результату может привести следующее:
• многогранность целей;
• неверный выбор показателей;
• ненадежная информационная база расчета показателей;
• показатели, неточно отражающие цели;
• промежуточные действия, улучшающие краткосрочные результаты, но не нацеленные на достижение стратегических целей;
• не разработанные пути реализации целей;
• поставленные индивидуальные задачи выполнены, а цели не достигнуты;
• сложности определения момента выплаты бонусов, т. е. момента достижения цели;
• неблагоприятное отклонение показателя от нормы, которое может быть вызвано внешними факторами и не является результатом деятельности сотрудника.
В целях снижения риска демотивации сотрудников в процессе разработки и внедрении системы мотивации персонала эти мероприятия должны включать следующие этапы
1. Разработка концепции:
• отбор показателей, входящих в сбалансированную систему показателей, для включения в систему мотивации;
• формулировка базовых принципов мотивации;
• выбор схемы (соотношение постоянной и переменной частей, видов бонусов, вариантов нематериальных поощрений).

2. Разработка системы мотивации для отдельных бизнес-единиц
компании и сотрудников:
• разработка документа «Положение о системе мотивации» в соответствии с выбранной концепцией;
• разработка регламентов;
• создание форм контроля;
• описание механизма внесения изменений в систему мотивации.
3. Разработка плана постепенного внедрения и методов контроля за исполнением плана. Внедрение системы мотивации — это не такая операция, которая выполняется раз и навсегда. Это, скорее, начало непрерывного процесса. Поэтому необходимо сформулировать основные вопросы, на которые надо ответить при проведении мониторинга внедряемой системы мотивации:
• время внедрения;
• работает ли оценка результатов, а не действий;
• разумным ли является количество показателей, учитываемых в процессе начисления бонусов;
• каково соотношение индивидуальных и групповых поощрений;
• обладает ли система мотивации гибкостью по отношению к происходящим изменениям.
Несмотря на все сложности и проблемы, возникающие при разработке и внедрении сбалансированной системы показателей в целом и системы мотивации в частности нельзя забывать, что при реализации этого проекта компания достигает своих целей: сотрудники знакомятся со стратегией, появляется механизм контроля ее реализации, создается мотивация. Основная выгода от проекта заключается в том, что все составные части компании начинают двигаться в одном направлении, поскольку возникает единое понимание стратегии на всех уровнях управления, определены показатели, удобные для оперативного управления, создана основа для других программ создания и реорганизации системы управления.