Построение сбалансированной системы показателей

Сбалансированная система показателей (ССП) – это механизм превращения стратегии компании в последовательность действий, направленных на достижение поставленных целей, причем на всех уровнях управления компаний.

ССП улучшает систему управления, приводя поведение конкретного сотрудника в соответствии с задачами, поставленными руководством компании. ССП выдвигает на первый план более важные и интегрированные наборы показателей, связывающие имеющуюся клиентскую базу, внутренние процессы, работников и систематическую деятельность, направленную на долгосрочный финансовый успех.
Одной из задач сбалансированной системы показателей является перевод миссии и общей стратегии компании в систему четко поставленных целей и задач, а также показателей, определять степень их достижения, в рамках четырех основных составляющих: финансов, клиентов, внутренних бизнес-процессов, обучения и роста. С помощью данных составляющих сбалансированной системы показателей менеджеры могут ответить на следующие основные вопросы:
Какой компания представляется своим акционерам и потенциальным инвесторам? (Финансовая составляющая.)

• Какой компания представляется своим покупателям? Что есть клиентская ценность, которая позволит достичь намеченного финансового результата? (Клиентская составляющая.)
• Какие бизнес-процессы компания должна улучшить, от каких отказаться, на каких сосредоточиться? Какими действиями мы должны доставлять клиенту потребительские ценности представленные в клиентской перспективе, чтобы достичь целей, указанных в финансовой перспективе? (Составляющая бизнес-процессов.)
• Может ли компания продолжать свое развитие, повышать эф¬фективность и увеличивать свою стоимость? Как мы должны оптимизировать инфраструктуру (склады, машины, компьютеры, механизмы) или интеллектуальный капитал (знания, навыки, командный дух, организация, процедуры, приверженность качеству) для достижения целей? (Составляющая обучения и развития.)

Каждая область в свою очередь разбивается на более мелкие единицы, вплоть до отдельного работника, для того чтобы он мог оценить свое участие в реализации стратегии.
Основная цель применения сбалансированной системы показателей – обеспечения равновесия между различными показателями, помогающими определить успешность деятельности компании.
При построении сбалансированной системы показателей большое внимание уделяется:
• сбалансированности параметров ССП,
• согласованности показателей со стратегическим планом,
• разработке системы вознаграждения.